Законы 16




Скачать 299.01 Kb.
НазваниеЗаконы 16
страница1/3
Дата публикации26.03.2014
Размер299.01 Kb.
ТипЗакон
www.uchebilka.ru > Право > Закон
  1   2   3


Содержание
Введение 2

1. Понятие и виды форм (источников) права 4

Правовой обычай 4

Правовой прецедент 9

Юридическая наука 11

Нормативный договор 12

2. Нормативно-правовой акт 16

Законы 16

Подзаконный нормативный акт 24

Заключение 27

Список используемой литературы 29

Введение
Передо мной лежат книги, в которых авторы рассматривают различные источники (формы) права. Им можно отдавать разное предпочтение, но умолять роль источников в мировом правообразовании вообще было бы совершенно неправильно.

Ведь что такое источник права в широком смысле? А это ни что иное, как форма бытия общих правил поведения (из которых состоит право), регулирующих соответствующие общественные отношения. К тому же источники права регламентируют общественные отношения, жизненно важные для общества и государства, которые в свою очередь, определяют развитие других, в том числе и неправовых социальных отношений. В них содержаться правовые предписания различных отраслей права — конституционного, административного, гражданского и других. Но опять таки надо помнить, что глубинным источником, детерминантом правовой формы является существующая система общественных отношений, вызывающая потребность в подобном централизованном регулировании.

Поэтому иногда под источником права в литературе понимается социальная обусловленность права вообще. Однако чаще всего анализируемую категорию определяют как внешнюю формы выражения правовых норм. И это утверждение вполне правомерно, так вне соответствующих норм права не существует. Реализация чьей-то воли, будь то воля определенной группы людей или всего народа возможна только в случае ее выражения в определенных источниках.

Посредством этих форм становится возможным: закрепление правил поведения людей, установления их прав и обязанностей, обеспечение защиты прав и свобод граждан, осуществление контроля над соблюдением норм права. Поэтому, основываясь на вышеупомянутых возможностях источников (форм) права, еще очень важно выяснить какой источник, а, скорее всего, систему источников брать за основу, так как правовой системе каждого государства присуща собственная система источников права, которая обусловлена историческими особенностями становления и развития государственности, системой государственных органов, национальными традициями, уровнем политической и правовой культуры.

К тому же их роль еще велика и в другом аспекте, в частности, в том, что они являются своеобразными "резервуарами", "хранилищами" правовых предписаний. Причем в современных источниках права эта функция определена наиболее четко.

Цель данной работы: изучить понятие источник права и рассмотреть его сущность в юридическом аспекте.

Задачи данной работы: рассмотреть перечень источников права и их значение.

Объект исследования: источники права.

1. Понятие и виды форм (источников) права
1.1. Правовой обычай
Прежде чем начать рассмотрение каждого источника в отдельности, есть необходимость разобраться в самой диффениции "источник". Терминологические споры отнюдь не всегда схоластические. Одни ученые называют нормативные правовые акты, обычаи, прецеденты формами права, другие — источниками. Но такая разность определений ярко подчеркивает многообразие проявлений их сущности. Поэтому можно использовать как то, так и другое понятие, уяснив предварительно их сущность и содержание по раздельности.

Для уяснения смысла понятия формы права, нужно хотя бы в общих чертах остановиться на самой категории "форма". Она является одной из центральных и сложнейших в философии. Парной ей категорией выступает "содержание", понимаемое как определенная сторона целого, представленного в единстве всех составных элементов объекта, его свойств, связей, тенденций развития. А форма в данном случае есть способ существования, выражения и преобразования содержания.

Различают во всяком явлении внутреннюю и внешнюю форму. Надо полагать, что когда термин "форма" употребляется для обозначения внутренней организации содержания, то он связан с понятием структуры.

В праве категорией формы охватывается два значения:

а) правовая форма;

б) форма самого права.

Правовая форма — это, по сути, вся правовая действительность.1 В этом случае речь идет о правовых явлениях, опосредующих экономические, политические, бытовые и другие фактические отношения. Понятие правовой или юридической формы применимо, когда раскрывается связь права с иными социальными образованиями, процессами и отношениями.

Форма права — это, по сути, форма самого права как отдельного явления, и соотносится она только с его содержанием. Назначение этого понятия в упорядочении содержании права, придании ему свойств государственно-властного характера. Выделяют внешнюю и внутреннюю форму права.

Внутренняя форма права — это его структура и связи.2 Сюда же входит и система права со своими элементами, находящимися в определенной соподчиненности. Что касается внешней, то, здесь видимо, более близки к истине те ученые, которые содержанием права признают не государственную волю (это его сущность!), а юридические нормы, которые в этой связи именуют источниками прав.

Развивая вышеизложенную мысль необходимо оговориться о причинах самих правовых норм, так как тогда мы сможем лучше уяснить саму категорию "источник права".

Итак, право имеет своим источником (в более широком смысле этого слова) развивающиеся общественные отношения. К ним относят: производство материальной жизни, а точнее способ этого производства, материальные условия жизни общества, система экономико-хозяйственных связей, формы собственности, как конечная причина возникновения и действия права. Естественно, что для того, чтобы все эти элементы были как-то регламентированы, нужен посредник, которым является сам законодатель, который, в свою очередь, и осознает эту насущную потребность. Познав эту необходимость, государство (в лице представительного органа) непосредственно формирует устанавливаемую правовую норму, либо санкционирует уже сложившиеся в жизни правила поведения и, тем самым, придает им качество юридической нормы.

Общеизвестно, что источниками права могут быть обстоятельства, питающие появление и действие права, а потому, придерживаясь данного признака, под источником права в идеальном смысле понимают правовое сознание.

Кроме того, источник нужно рассматривать и в юридическом (более узком) смысле. Здесь источник выступает в контексте различных форм (способов) выражения, объективизации правовых норм. И тут сразу надо заметить именно этот подход к данной категории, объясняет употребление формы и источника права, как тождественных понятий. А, в принципе, данный смысл понятия "источник права" указывает на то, чем практика руководствуется в решении юридических дел. В континентальных государствах это в основном нормативные акты, которые систематизируются в кодексы, уставы... Договор как источник права имеет относительно небольшое распространение, обычай почти не имеет места, а прецедент континентальной правовой системой отвергается полностью.

Иными словами под источниками права, по мнению Баранова В. М., понимаются: "формы выражения, объективизации нормативной государственной воли.

Это и есть внешняя форма права в истинном значении термина".

Форма права показывает, каким способом государство фиксирует ту или иную правовую норму и в каком виде (реальном образе) эта норма, уже принявшая объективный характер, доводится до сознания его членов. Следовательно, внешняя форма или источник права можно определить как способ существования, выражения и преобразования правовых норм.

Итак, на сегодня известны следующие виды форм права:3

правовой обычай,

судебный прецедент,

договор,

нормативно-правовой акт.

Правовой обычай исторически был первым источником права, регулировавшим отношения в период становления государства. Древние обычаи опирались на примитивный способ производства, выражали интересы всей социальной группы, обеспечивались, прежде всего, привычкой и силой общественного воздействия. Вообще же обычаем было правило поведения, сложившееся на основе постоянного и точного повторения фактических отношений. Дошедшие до нас законодательные памятники рабовладельческого и феодального права — это, по сути дела, собранные воедино правовые обычаи. Примером могут служить №"3аконы Ману", в которых говорится: "пусть дают свидетельские показания относительно женщин — женщины, относительно дважды рожденных — такие же дважды рожденные, честные шудры — относительно шудр, относительно низкорожденных — низкорожденные"4. Или в салической правде в главе XLIV: "По обычаю следует, что (если) человек, умирая, оставит вдову и кто-либо пожелает ее взять, то прежде чем он вступит с нею в брак, тунгин (сотник) должен назначить судебное заседание, и на этом заседании должен иметь при себе щит, и три человека должны предъявить три иска. И тогда тот, кто хочет взять вдову, должен иметь три равновесных солида и один динарий. И должны быть трое, которые взвесят его солиды; и если после этого будут согласны, он может взять (вдову замуж)". Примером такого рода в России — была "Русская Правда."

Следующим шагом в оценке этого вида источников права, думаю, должно явиться изучение природы этого явления. По мнению Разумовича правовой обычай характеризуется следующими признаками:

юридические обычаи тесно связанные с религией. Например, в Индии, обычное право входит в систему индусского права;

нормы правового обычая отличаются определенностью правила поведения, непрерывным и единообразным характером его исполнения. К тому же приоритетной формой выражения правового обычая являются пословицы, поговорки, афоризмы".

Но вряд ли будет верным полагать, что правовые обычаи — это устаревшее явление, потерявшее в настоящее время всякий вес. Изучая свидетельства современных исследователей нетрудно заметить, что обычное право широко применяется при регулировании общественных отношений (особенно в земельной, брачно-семейной отраслях права) в государствах Азии, Латинской Америки, Африки. А некоторые обычаи, вошедшие в древние законы, действуют и по сей день. Например, в Таиланде до сих пор бытует обычай, определяющий условия развода супругов.

"Муж и жена в присутствии свидетелей одновременно зажигают по свече одинаковых размеров. Тот из супругов, чья свеча догорит первой, должен покинуть дом, не взяв с собой ничего из имущества".5

Так, в Саудовской Аравии, где официальной религией является ислам, многие законы заимствованы из Корана. Здесь до сих пор рубят руки ворам и забрасывают камнями неверных жен.

Правовой обычай до недавнего времени являлся источником тогда еще советского прав, хотя особого распространения не имел. Союзный Кодекс торгового мореплавания в ст. 143 установил, что срок, в течение которого груз должен быть погружен на судно, определяется соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения сроками, обычно принятыми в порту погрузки. Здесь, обычно принятые сроки это и есть, обычаи, сложившиеся в порту, получившие поддержку государства и тем самым ставшие правовыми.

Правовой обычай, точнее его применение, отличает еще одна особенность — санкционированность государством. Поэтому его надо отличать от обычая, представляющего собой моральную норму, религиозное правило, нравы. Санкционирование обычая может осуществляться путем восприятия его судебной, административной или арбитражной практикой. Решение государственного органа, в котором применен обычай, делает его как бы соответствующим государству, а значит, может быть принудительно исполнено.

Ранее отмечено, что обычай по своей природе архаичен. Он закрепляет зачастую многолетнюю общественную практику. Но и зачастую же отражает обывательские предрассудки, расовую и религиозную нетерпимость, превосходство принципа матриархата или патриархата.

Такие обычаи социальной безопасности и личного благополучия граждан государство вполне оправдано запрещает. Примером здесь является обычай цыган: "Не потревожь прах умершего". Были случаи, когда из-за этого обычая родственники крали тела убитых друзей, препятствуя этим проведению судебно-медицинских экспертиз. Абсолютно ясно, что такого рода обычаи не могут быть восприняты, прежде всего, российским уголовно-процессуальным законодательством.

Государство к различным обычаям относится по-разному: одни запрещает, другие одобряет и санкционирует. Но постепенный регресс здесь явно различим. Хотя быть в отношении этого вида источника излишне пессимистичным тоже не совсем верно. Россия, к примеру, переходит на капиталистические рельсы и поэтому вполне возможно появление новых рыночных обычаев. Что же касается международного аспекта, то в некоторых национальных системах права он все еще предоставляет собой не только форму выражения традиционных норм, а и пока является одним из способов создания новых юридически обязательных правил поведения государств в тех вновь появляющихся областях межгосударственных отношений, которые требуют правового регулирования.
1.2. Правовой прецедент
Правовой прецедент более молодой по отношению к правовому обычаю, а, значит, образующим правовой прецедент будут являться уже не привычки, сложившиеся в обществе, а нечто более организованное, чем может быть только государственные органы, которые свое поведение пусть применяемое впервые, стоит примером для последующего поведения этой власти. Иными словами, "правовой прецедент6 — это решение юрисдикционных органов или административных по конкретному делу, которое впоследствии принимается за общее обязательное правило поведения при разрешении всех аналогичных дел".

Из этого определения следует, что существуют два вида предметов: судебный и административный. Эти виды прецедентов группируются, обрабатываются и издаются в виде специальных сборников.

Получается, что при данной форме права судебные (а иногда и административные) формы фактически обладают возможностями создания новых правовых форм. Поэтому неудивительно, что право в подобных случаях неизбежно отличается крайней сложностью и запутанностью, что, безусловно, может облегчить произвол со стороны недобросовестных должностных лиц. В силу этих и других причин теория и практика российского и социалистического типа права не признавали и не признают прецедентную форму права. Официальной версией, оправдывающей данный факт, было объяснение, что при режиме советской законности судебные и административные органы должны применять право, а не создавать его. Здесь традиции явно довлеют над разумом.

Но такая ли уж отсталая эта форма права? Англия, к примеру, до сих пор не без успеха использует ее. Ведь без сомнения в ней есть и положительные моменты. Поэтому, думается, надо изучить ее на предмет использования в российских системах права.

Так в чем же ее плюс?7 А ответ прост. Результатом правоприменительной деятельности нередко является выработка правоположений, для которых характерна известная степень обобщенности и обязательности. Правоположения в данном контексте выступают, как концентрированные выражения юридической практики. По этой причине они становятся в состоянии компенсировать естественное отставание норм права от динамики общественных отношений, могут устранять противоречия между относительным "консерватизмом" права и быстрой изменчивостью общественной жизни. Получается, что разумное использование право положений обеспечивает, в конечном счете, стабильность правопорядка, укрепляет законность, придает устойчивость проводимой государственной политике, то есть, выполняет именно те функции, ради которых и создается само право.

1.3. Юридическая наука
Об этом виде форм права известно стало не очень давно, хотя юридическая наука (правовая доктрина) на определенных этапах развития права играла именно эту роль.

Так, наиболее выдающимся римским юристам предоставлялось право давать разъяснения, обязательства в дальнейшем для судов. В английских судах трактаты известных юристов (Брактон, Гленвиль) были источниками права, на которые широко ссылались. Однако и этот источник права за время своего существования ни разу не исчезал из поля зрения правообразователей. Тут уместно вспомнить о мусульманских странах (Египет, Сирия, Судан, Ливия), где юридическая наука является главнейшим источником для вышеупомянутой правовой семьи. У этой правовой семьи труды выдающихся местных юристов принимаются на веру, не нуждаясь в доказательствах. Семейное законодательство подобного рода стран предусматривает, что в случае молчания закона судья применяет "наиболее предпочтительные выводы толка Абу Ханифы". Был период, когда даже религиозные трактаты выступали формой права. К месту будет отметить, что в английских судах при выполнении некоторых судебных решений можно и до сих пор встретить ссылки на научные труды отдельных юристов, хотя источниками права они уже не признаются. Эти ссылки приводятся как дополнительная аргументация, элемент формирования воли судьи, часть мотивации приговора или решения суда.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Законы 16 iconЗаконы диалектики как законы познания
Совпадение диалектических законов объективного мира и познания. Специфические законы познания

Законы 16 iconБожьи законы contra антизаконам
Земля поворачивается вокруг своей оси, и даже самая маленькая живая клетка свидетельствует о мудрости Всевышнего Законодателя. Бог...

Законы 16 iconВоздействие законов рынка на деятельность человека
Законы рынка относятся к числу экономических, и им присущи все те особенности, которыми характеризуются экономические законы в отличие...

Законы 16 iconБиохелат
Основой, в разработке удобрений “биохелат”, являются законы научного земледелия. Законы научного земледелия являются теоретической...

Законы 16 iconУстановка и ход работы
Первый и второй законы термодинамики, обратимые циклы, изохорные и изотермические изменения, газовые законы, кпд, двигатель Стирлинга,...

Законы 16 iconТема: Законы фотоэффекта
Цель: Раскрыть взаимосвязь гипотезы Планка с явлением фотоэффекта; объяснить это явление и его законы на основе квантовой теории

Законы 16 iconЗаконы. Законодательство Автономной Республики Содом (арс)
...

Законы 16 icon«Мастер и Маргарита»
Психолог: Но помимо законов государства, законов этики и морали, Божьих законов, существуют и законы природы (или законы вселенной...

Законы 16 icon1. Каждая религия или учение, которая отрицает законы природы ложь
Человек верит в Бога, или в Богов. Законы природы это и есть намерение Высших Сил, этого нельзя отрицать

Законы 16 iconИнститут востоковедения памятники литературы народов востока законы ману
Законы Ману (rnanavadharma^astra) — самый известный широкому кругу читателей и наиболее часто используемый специалистами-индологами...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.uchebilka.ru
Главная страница


<