Предлагаемый курс лекций вызван к жизни многочисленными недоумениями учащихся, с которыми автор сталкивался и сталкивается в процессе преподавания исторических




НазваниеПредлагаемый курс лекций вызван к жизни многочисленными недоумениями учащихся, с которыми автор сталкивался и сталкивается в процессе преподавания исторических
страница1/16
Дата публикации27.02.2013
Размер2.45 Mb.
ТипДокументы
www.uchebilka.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Владимир Махнач

Историко-культурное введение в политологию

http://lekcii.in.ua/

Предлагаемый курс лекций вызван к жизни многочисленными недоумениями учащихся, с которыми автор сталкивался и сталкивается в процессе преподавания исторических и историко-культурных дисциплин.

С середины 1970-ых гг. автор начал читать курсы русской истории в высшей и средней школе. Позднее сложились факультативные курсы русского средневекового искусства и русской архитектуры, а на их базе и курс истории отечественной культуры (1985 г.). В 1988-90 гг. значительные изменения учебных планов потребовали создания академического курса истории мировых культур, который в настоящее время в рамках авторской концепции и программы читается в Государственной академии - Московском архитектурном институте, в Литературном институте им. А.М.Горького, в Православном университете св.Иоанна Богослова и в Государственном университете - Высшей школе экономики.

В процессе общения с весьма разными - как в области профессиональных интересов, так и интеллектуально - студентами становилась все очевиднее острая необходимость объяснения целого ряда базовых понятий, утративших четкость или вообще лишившихся семантики частью в советское время, а частью просто за последние 100-150 лет.

Так, например, понятие "нация" используется без учета РАЗЛИЧНОГО его звучания в разных цивилизационных системах. Термин "империя" практически десемантизирован. Категории "федерация" и "конфедерация" употребляются вне контекста проблемы делимости суверенитета. Тем более лишены дефиниций основополагающие понятия "культура", "цивилизация", "этнос", "общество". Современные молодые политики, политологи, государственные служащие воспринимают понятийный аппарат не из многовековой философской и исторической традиции, а в виде плодов яркой журналистской фантазии. Сохранившиеся в учебном процессе юридических факультетов курсы Теории государства и права сохраняют в неприкосновенности марксистско-ленинский взгляд на государство, что приводит к особенно прискорбной мешанине понятий именно в условиях отказа от марксистской идеологии. Самые сильные молодые специалисты в настоящих условиях вынуждены вообще отказываться от философской и теоретической базы, оперируя в парадигме чистой эмпирики.

Вместе с тем сложившаяся окончательно во второй половине нашего столетия история культур позволяет восстановить многие термины в их семантике, практически не менявшейся веками. Цивилизационный метод дает возможность учесть различия звучания фундаментальных категорий в разных исторических системах. Современное религиеведение предоставляет четкое видение этической базы политики. Наконец, этнологическая теория составляет прочную базу разрешения проблем внутренней энергии и солидарности каждого конкретного общества.

В ответ на необходимость восстановления в первоначальном виде многих понятий автором в 1983-97 гг. был опубликован ряд статей, в большинстве своем вошедших в сборник "Свет во откровение языков". Очерки православной традиции. - М., "Рарог", 1998, а затем на основе курса лекций "Историко-культурное введение в политологию" подготовлено данное Пособие.

Первые четыре главы Пособия представляют развернутое введение. В них четко представлена авторская позиция, что делает необходимым уведомление учащихся о ее философской субъективности. Учитель и ученик вправе заменить это введение другим материалом, более близким их взглядам. Однако автор считает своим долгом напомнить, что наибольшее внимание уделил в этих главах историко-философским, историко-культурным, этнологическим и политическим концепциям, которые до недавнего времени замалчивались или были недоступны к изучению.

Последние две главы служат повторению основной части курса лекций (главы 5-12) на материале русской истории. Они введены в курс лекций во избежание перегрузки основных глав отечественным материалом, не содержат нового понятийного ряда и без ущерба могут быть опущены. Тем не менее их наличие представляется целесообразным, так как позволяет использовать данный курс лекций в курсах русской истории и истории русской культуры.

(отв.ред. Н.М.Халатянц)

Владимир Махнач
Историко-культурное введение в политологию

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Предлагаемый курс лекций вызван к жизни многочисленными недоумениями учащихся, с которыми автор сталкивался и сталкивается в процессе преподавания исторических iconОтветственный редактор Н. М. Холотянц Предлагаемое Пособие вызвано...
Предлагаемое Пособие вызвано к жизни многочисленными недоумениями учащихся, с которыми автор сталкивался и сталкивается в процессе...

Предлагаемый курс лекций вызван к жизни многочисленными недоумениями учащихся, с которыми автор сталкивался и сталкивается в процессе преподавания исторических iconКак подготовить ребенка к школе
Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку...

Предлагаемый курс лекций вызван к жизни многочисленными недоумениями учащихся, с которыми автор сталкивался и сталкивается в процессе преподавания исторических iconА рхимандрит Платон (Игумнов). Православное Нравственное Богословие
Предлагаемый курс Нравственного богословия составлен на материале лекций, прочитанных в 1989-1993 годах в Московской Духовной Семинарии...

Предлагаемый курс лекций вызван к жизни многочисленными недоумениями учащихся, с которыми автор сталкивался и сталкивается в процессе преподавания исторических iconЭкологическое картографирование курс лекций
...

Предлагаемый курс лекций вызван к жизни многочисленными недоумениями учащихся, с которыми автор сталкивался и сталкивается в процессе преподавания исторических iconПолный курс лекций по русской истории «Полный курс лекций по русской истории»: Петроград; 1917
И. Иловайского лекции С. Ф. Платонова стали самым подробным обобщающим изданием, в котором огромный период российской истории – от...

Предлагаемый курс лекций вызван к жизни многочисленными недоумениями учащихся, с которыми автор сталкивался и сталкивается в процессе преподавания исторических iconГидденс Э. Социология
Книга Э. Гидденса — это курс лекций, который автор читает уже много лет в Оксфорде

Предлагаемый курс лекций вызван к жизни многочисленными недоумениями учащихся, с которыми автор сталкивался и сталкивается в процессе преподавания исторических iconЗадача этой книги состоит в обсуждении исключительно практических...
Задача этой книги состоит в обсуждении исключительно практических вопросов cитуаций и событий, лицом к лицу с которыми трейдер сталкивается...

Предлагаемый курс лекций вызван к жизни многочисленными недоумениями учащихся, с которыми автор сталкивался и сталкивается в процессе преподавания исторических iconЕвгений Алексеевич Торчинов Введение в буддологию: курс лекций
Введение в буддологию. Курс лекций. Спб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. 304 С

Предлагаемый курс лекций вызван к жизни многочисленными недоумениями учащихся, с которыми автор сталкивался и сталкивается в процессе преподавания исторических iconКурс лекций по детской хирургии
Курс лекций по детской хирургии. Учебное пособие / Под общей редакцией профессора Гроны В. Н. – Донецк, 2006. – С

Предлагаемый курс лекций вызван к жизни многочисленными недоумениями учащихся, с которыми автор сталкивался и сталкивается в процессе преподавания исторических iconКурс лекций сумы "Издательство СумГУ" 2011
Технология использования сжатых газов: курс лекций/ составитель Г. А. Бондаренко. Сумы: Изд-во СумГУ, 2011. 275с

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.uchebilka.ru
Главная страница


<