The oral history of independent ukraine 1988-1991




Скачать 314.16 Kb.
НазваниеThe oral history of independent ukraine 1988-1991
страница1/3
Дата публикации25.02.2013
Размер314.16 Kb.
ТипДокументы
www.uchebilka.ru > История > Документы
  1   2   3


THE COLLAPSE OF THE SOVIET UNION

THE ORAL HISTORY OF INDEPENDENT UKRAINE - 1988-1991

A Video Archive by Margarita Hewko and Sara Sievers
РОСПАЛ РАДЯНСЬКОҐО СОЮЗУ

УСНА ІСТОРІЯ НЕЗАЛЄЖНОЇ УКРAЇНИ - 1988-1991

Відео Архів – Автори: Марґарита Ґевко та Сара Сіверс
Mustafa Dzhemilev Мустафа Джемилев

Interviewed by Mykola Veresen' Інтерв’юер: Микола Вересень

June 14, 1996 14 червня 1996

Tape 1 Касета 1
(00:30:00) Уважаемый Мустафа бей, я хотел бы Вас приветствовать как участника проекта устной истории независимой Украины, а скорее истории достижения независимости Украины, и начать с того... Вы могли бы немножко рассказать о себе? (00:01:00) Как Вы дошли до того, что сидите в этом кабинете теперь?
Спасибо за визит. Вообще это очень приятная для меня тема, потому что мы – сторона здесь небезразличная к судьбе Украины и ее независимости. Конечно, я участник правозащитного движения на территории бывшего СССР, начиная с 60 их годов, точнее с 61 го года, когда мы впервые в Узбекистане создали подпольную организацию "Союз крымско татарской молодежи". Наше национальное движение, официально провозглашенной его целью было возвращение на свою историческую родину и восстановление того статус кво, которое существовало до депортации. Речь шла, конечно, о восстановлении Крымской автономной республики в составе Российской (00:02:00) Федерации. Вопрос о том, будет Крым в составе России или Украины, в то время не имел практического значения. Хотя считалось, что Советский Союз состоит из добровольно присоединившихся союзных республик, мы знали, что это унитарное государство, что никакой добровольности там не было. Но когда уже стал реальностью распад этой империи, то, конечно, мы сразу ориентировались на независимую Украину. Вообще все жили мечтой, когда это неестественное, кровавое образование, эта империя распадется, и народы приобретут свою независимость.
Украинская независимость для нас имеет очень важное значение. Еще в 17 ом году, когда крымские татары провозгласили свою Крымскую народную республику, вопрос о том, выживет эта республика или не выживет, во многом зависел от того, выживет ли (00:03:00) Украинская республика. Сложилось так, что большевики сначала раздавили независимость Украины, а потом дошли и до нас.
Наше национальное движение зародилось, как я уже сказал, именно как возвращение на родину и восстановление своей республики, но очень скоро стало понятно, что этот вопрос решится только тогда, когда решатся вопросы демократии в этой стране. Речь тогда в общем то тогда не шла конкретно о независимости определенных государств, народов, которые населяли страну. Речь шла о демократизации общества. И очень скоро наше национальное движение стало одной из важных частей общедемократического движения на территории СССР. Получалось так, что нас (00:04:00) арестовывали, правозащитники на территории СССР выступали в нашу защиту. Мы освобождались, оказывалось, что эти правозащитники уже сидят, мы выступали в их защиту. Если брать во внимание численность крымских татар (а нас на территории бывшего Советского Союза где то около полмиллиона), то правозащитные движения на территории СССР... в смысле, по числу арестованных, преследуемых мы, наверное, на первом месте по вот националь[ностям]... Ну, это объясняется тем, что у нас очень обостренные проблемы и соответственно активность нашего народа была довольно высокой. Уже начиная с середины 60 ых годов – где то 66 го, 67 го года – мы вплотную уже были в правозащитном движении под руководством (00:05:00) ныне покойного генерала Петра Григоренко. Потом эта эстафета передалась академику Сахарову.
Мы начали возвращаться в общем то... вы знаете, в 67 ом году под давлением нашего национального движения был принят указ Президиума Верховного Совета СССР о том, что нас уравнивали в правах с гражданами других национальностей, и говорилось в этом указе, что мы имеем [право] отныне проживать на всей территории СССР. Но это лживый указ был, на самом деле после опубликования этого указа сразу же поступили сюда инструкции о том, чтобы не прописывать крымских татар. Тем не менее, ссылаясь именно на этот гласный указ, тысячи крымских татар вернулись на родину, но они были снова выдворены. (00:06:00) Я вам скажу такую цифру: с 67 го... после опубликования указа 5 го сентября 67 го по 5 сентября 68 го года – то есть, в течении одного года – по нашим подсчетам прибыло сюда около 12 тысяч крымских татар. Из них сумели здесь остаться где то около ста семей, остальные все были выдворены. Те крымские татары, сейчас которые проживают в некоторых областях Украины: Херсонской, Запорожской, в Краснодарском крае России, это те крымские татары, которых выдворили уже повторно, повторно депортировали.
Сейчас на территории Крыма, мы, наверное, основная организованная сила, которая очень активно поддерживает независимость Украинского государства. Но получается так, что любовь односторонняя. Киев на решение наших проблем (00:07:00) не обращает должного внимания. Я понимаю, что есть проблемы, которые очень трудно решить Киеву. Я имею [ввиду] в первую очередь экономические проблемы, проблемы обеспечения процессов возвращения, обустройства крымских татар, проблемы жилья. Для того, чтобы решить нашу жилищную проблему, проблему тех, которые уже вернулись (а у нас вернулось где то около 250 тысяч человек и еще примерно столько же запланировано в Крым), нам требуется где то около 45 50 тысяч квартир. А на те средства, которые ежегодно Украина выделяет из своего бюджета – не только на жилье, а вообще – можем построить где то в год около 500 квартир. То есть, такими темпами мы будем возвращаться столетиями.
Но есть проблемы, которые Украина могла бы решить росчерком пера. Такой вопрос как вопрос о гражданстве. (00:08:00) Получается так, что в соответствии с законом Украины о гражданстве от 13 го ноября 91 го года те граждане, которые жили на территории Украины, автоматически стали гражданами, а те, которые приехали потом – там длинные процедуры: нужны документы о том, что ты не являешься гражданином другой страны, нужно прожить пять лет здесь, владеть языком. Крымские татары – более половины тех, которые сейчас здесь – уже приехали после 91 го года. Принять какой то закон, постановление о том, что эти люди возвращаются на свою родину, они исконно граждане этой страны, этой земли. Нет, не принимают, несмотря на наши многократные обращения. Сейчас идет процесс приватизации. Те граждане, которые не являются... крымские татары, которые не являются гражданами Украины, лишены этого, они не могут получать различные пособия, которые получают другие. Получается, (00:09:00) мы граждане второго сорта. Сейчас поступают в вузы наши дети, им говорят: "В государственные вузы вы не можете поступать, потому что нужно иметь гражданство".
Многократно обращаемся, пытаемся объяснить: “Кроме нас, у вас здесь в Крыму союзников-то и нету, что вы делаете?” Они не понимают. Конечно, Украина – это не человек один, чтоб сказать : "Вот у него такой характер". Сами мы понимаем, что есть разные силы. Есть силы, которые, действительно, работают на дестабилизацию, на подрыв независимости Украины – я имею ввиду в первую очередь прокоммунистические, просоветские, проимперские силы. К сожалению, они составляют значительную силу в парламенте, а эти вопросы о гражданстве (00:10:00) как раз-таки прерогатива Парламента. А демократические силы... к сожалению, очень много времени у них уходит на взаимные разборки, а на серьезные дела у них мало остается. Такая вот ситуация.
Вернемся немножко назад все таки. Начался этот процесс когда? В 67 м году, Вы говорили, вышел указ, и вы поняли, что он лживый, потом было затишье, как я понимаю, и потом началась уже эпоха Горбачева. У меня к Вам вопрос короткий такой: что Вы делали в этот промежуток времени? Мы знаем, что Вы находились в заключении достаточно долгие годы. У Вас были какие то особые отношения... Вы обсуждали вопросы перспективы украинской и перспективы крымско татарской в заключении с украинцами, например, с какими то людьми, которые тоже сидели? Были ли у Вас какие то отношения? (00:11:00)
Во первых, я скажу, что у нас в национальном движении затишья вообще то не было. Правда, бывало так, что, скажем, проводят массовые аресты лидеров национального движения, пока придут новые люди – некоторое время, конечно, бывал разброд. А в общем то, национальное движение у нас существовало всегда.
Во время заключения, особенно когда я был в ссылке в Якутии, я поддерживал переписку. Тогда в лагере можно в месяц писать всего два письма, а на ссылке можно переписываться, это было особенное удовольствие – с друзьями переписываться. Я поддерживал переписку со многими украинскими правозащитниками, довольно интенсивная у нас переписка была с Вячеславом Чорновилом, (00:12:00) он в соседнем районе тоже отбывал ссылку. Он тогда мне писал и говорил, что будущее крымских татар все таки с Украиной, в составе Украины. А я ему еще в шутку писал: "Да вообще то мы думаем о независимом Крыме, так что, придется в украинских тюрьмах тоже, кажется, посидеть", в таком шутливом тоне (смеется).
А вообще по большому счету говорить о том, чтобы независимое Крымско татарское государство... об этом еще у нас даже на теоретическом уровне не обсуждается, это нереально. Мы когда даже все вернемся, мы будем здесь составлять всего где то 17-18 процентов. Так что, такая независимость Крыма нам будет только ущербна.
С украинскими правозащитниками более тесные контакты были, уже когда мы возвращались. Но Вячеслав Чорновил... (00:13:00) это фигуры, которые были общесоюзного масштаба. Хотя мы лично не виделись, мы читали о всех диссидентах из хроники текущих событий, хроники защиты прав человека в СССР, которую издавал ... в Соединенных Штатах. И, разумеется, по Голосу Америки, Би-би-си, немецкой волне, так что, мы заочно знали друг друга все. А так переписка только.
^ Как Вы восприняли Горбачева, как Вы восприняли какие то новые вещи, которые появились в бывшем СССР в 85 ом году? Какая Ваша реакция была на то, что случилось?
Когда произошла смена власти, пришел к власти Горбачев, первые его заявления, конечно, были для меня... ну, думал, обыкновенный новый коммунистический функционер пришел. Он тоже говорил о верности (00:14:00) идеям Ленина. Я тогда сидел в “зоне”. А потом, действительно, начали происходить очень интересные вещи, и это нас вдохновляло. Это был совершенно другой человек, и мы, конечно, приветствовали все его начинания в области демократизации, но было видно, что он пойдет до определенного предела. Это не просто человек демократ, а который понял как государственный деятель, видел, что дальше идет пропасть и что нужно что то предпринимать. Этим я объясняю его шаги по демократизации общества.
Сейчас, правда, очень много разговоров о том, что вот Горбачев развалил империю – Советский Союз, (00:15:00) но эта империя все равно бы развалилась, и, может быть, было бы значительно больше крови, катастроф. Он избрал более безболезненный путь.
Вы потом вышли из заключения и потом у Вас была комиссия Громыко - насколько я помню, так это называлось?
Нет, я вышел... со мной очень “не хотели расставаться” там, в лагере. Они возбудили против меня новое уголовное дело (хотя уже началась перестройка в 86 ом году) по андроповской статье. Такая статья издана была в 83 ем году, гнусная такая статья, она позволяет возможность держать человека в заключении практически пожизненно: неподчинение законным требованиям лагерной администрации, не стал на путь исправления и прочее. А мы-то вообще не собирались вставать на путь исправления в том понимании. (00:16:00) Ну, и достаточно сделать несколько провокаций, нарушения спровоцировать и дополнительно дать новую статью. И вот по такой статье возбуждено было против меня уголовное дело. У меня срок в ноябре истекал, а потом новый арест, меня перевели в Магаданскую тюрьму, и началось следствие.
Потом в декабре суд, лагерный закрытый суд. Я просто... впервые на этом суде я растерялся. Все предыдущие у меня обвинения были чуть ли не в попытке свержения государственного строя, а тут: не там курил, не того цвета шарф был (смех) – вот такие. Даже не знаешь, как защищаться! В общем то доказали, что я виновен, что меня надо осудить, просили три года лишения свободы. Но потом читают приговор, (00:17:00) и там говорится, что, учитывая гуманность советского суда, учитывая, что у меня несовершеннолетние дети, суд считает возможным применить меру пресечения, не связанную с лишением свободы. И приговаривают меня к трем годам лишения свободы условно с пятилетним испытательным сроком. Я поразился. Это у меня седьмая судимость – и вдруг они вспомнили о гуманности, о моих несовершеннолетних детях, будто бы раньше детей у меня не было. Оказалось, дело вовсе не в гуманности, а просто пошли новые веяния.
Тогда начали кое каких именитых диссидентов освобождать, а потом уже пошло освобождение всех. Я знаю... уже потом, по возвращении из лагеря, я заехал в Москву, виделся с Андреем Дмитриевичем Сахаровым. А выяснилось вот что: когда Горбачев звонил Сахарову и говорил, что (00:18:00) Политбюро его решило освободить, что он может вернуться на свою квартиру, из Горького в Москву по улице Чкалова, Сахаров тогда сказал, что сам он возвращаться не будет, потому что друзья у него в местах заключения, и он требует освобождения в первую очередь... дал список им, кого он требует освободить. То ли 18, то ли 23 человека там было, но я знаю, что я был в этом списке 4 ым или 5 ым. Так что, вся эта комедия с судом имела другую подоплеку. Я знаю, что вопрос о моем освобождении поднимался еще на встрече Горбачева с Рейганом в Рейкьявике. Этот вопрос поднимал, кстати говоря, Петр Григоренко. Этот удивительный человек уже был на смертном одре, он умирал (00:19:00) и все равно думал о других. Он уже перед смертью писал письмо Рейгану, просил, чтобы во время встречи с Горбачевым поднял вопрос о моем освобождении. Такие вот факторы сыграли в роль в моем освобождении.
Когда я освободился и приехал в Узбекистан, в нашем национальном движении был некоторый разброд. Дело в том, что КГБ боролось против нас не только с помощью тюрем и лагерей – прессинга такого, они еще и создавали параллельные течения в национальном движении. Более конкретно: уже в 93 ом году в октябре полковник Кичигин выступал, давал интервью по радиостанции "Свобода". Полковник госбезопасности, у него такая фраза есть, говорил... а он как раз курировал эти национальные движения. (00:20:00) В основном он занимался проблемами поволжских немцев, но подпадали у него и другие движения. И вот он говорит, что в национальном движении крымских татар в противовес основному движению, которое возглавлял Мустафа Джемилев, мы создали еще три движения. То есть, КГБ создавало такое движение. На словах они вроде бы тоже за возвращение на родину, за восстановление прав, а на самом деле... Принципиальное отличие между вот этими нашими течениями, если даже исходить, что они не работали на КГБ, было такое: если мы говорили, что основная наша стратегия была в том, что наша проблема решиться только тогда, когда будет демократизация всей страны, и вообще наши проблемы могут решиться только тогда, когда советская власть поймет, что нерешение этой проблемы обойдется ей дороже, (00:21:00) чем решение, то вот эти параллельные течения, у них стратегия была такая, что нужно обращаться с письменными обращениями только к родной коммунистической партии, а всякие связи с антисоветчиками, диссидентами, тем более обращения к империалистическим странам наносят ущерб нашему движению. И те, кто обращается на Запад, к радиостанциям, это враги, это враги нации. Такая стратегия была.
Моя первая задача была собрать все эти течения на один конгресс и выработать общую, приемлемую для всех, позицию, потому что я исходил из того, что сторонников здорового течения у нас значительно больше. Главная задача была их всех вместе собрать. На это у меня ушло несколько месяцев. Я совершал поездки по всей стране. (00:22:00) Впервые мы всесоюзный... первый всесоюзный съезд активистов национального движения в апреле 67 го года собрали в Ташкенте. Тогда же мы уже... теперь уже условия демократии как то позволяли, мы создали уже легальную центральную инициативную группу.
В 87 ом.
87 ом. А я 67 ой сказал? 87 й. Мы избрали центральную инициативную группу, которая возглавляла все наше национальное движение. И там же мы приняли документ – обращение на имя Горбачева, где перечислили все наши условия. Мы требовали, чтоб для обсуждения этих наших требований Горбачев принял нас, и назвали представителей, избранных на этом конгрессе. Дали мы месячный срок – то есть, в течении месяца он нам должен был ответить – и предупредили, (00:23:00) что, если мы не получим ответа, то мы, пользуясь всеми нашими демократическими правами, направляем в массовом порядке своих делегатов в Москву. (Так, собственно, и сделали.) Прошло два месяца, от него никакого ответа, состоялся у нас новый конгресс, и мы уже там решили отправлять делегатов в Москву.
Летом 87 го года произошли такие беспрецедентные для истории советской власти события: на Красной площади демонстрация на глазах всей мировой прессы. И вот тогда то, что Вы говорили, эта комиссия Громыко была создана. Было сообщение ТАСС, гнусное такое сообщение, выдержанное в сталинском тоне, где в общем то оправдывалось выселение крымских татар, но там же и говорилось, что для решения проблем крымских татар будет создана государственная комиссия под председательством Громыко. (00:24:00) Впервые в советской прессе появилось слово “крымские татары”. Раньше вообще отрицали существование этой проблемы, слово “крымские татары” считалось как бы запретным. Могли только сказать: “татары, ранее проживавшие в Крыму”.
Ожидать каких то серьезных результатов от государственной комиссии, тем более возглавляемой таким динозавром, сталинистом Громыко, не приходилось. Через одиннадцать месяцев работы этой комиссии она опубликовала свои результаты, которые сводились к тому, что крымские татары, оказывается, пользуются всеми правами граждан СССР, что организовывать их возвращение в Крым нецелесообразно, в этом нет необходимости. Тем более нет необходимости воссоздавать автономную республику, (00:25:00) потому что демографическая ситуация в Крыму такова, что здесь большинство – русские, украинцы. Так что, дескать, пусть они остаются в Узбекистане. Это сообщение ТАСС от 87 го года 25 июня в очень оскорбительных для нашего народа тонах было написано. Оно послужило очень большим толчком для роста нашего национального движения. Даже закоренелые (у нас среди крымских татар тоже есть коммунисты), и те... у них глаза открылись... [прошли] массовые митинги. После того, как комиссия Громыко опубликовала свое заключение, уже стало понятно, что нам рассчитывать на государственное решение этом проблемы не приходится, надо своими силами.
И уже крымские татары... сначала была тоже первая, можно сказать, (00:26:00) в истории Советского Союза массовая забастовка крымских татар. В результате около полутора двух тысяч крымских просто уволили с работы. И потом массовый переезд в Крым. Но уже были другие времена здесь. Уже, как в брежневские времена, насильственно чтоб схватить и выпроводить за пределы Крыма, уже не было, хотя, конечно, старались оказывать давление на тех, кто продает дома крымским татарам, русских обвинить в отсутствии русского патриотизма или не прописывать, различные проволочки. Но тем не менее, начиная со второй половины 87 го года, крымские татары начали явочным порядком...
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

The oral history of independent ukraine 1988-1991 iconName of the module: History of physics
Х century. Scientific revolution of end ХІХ – to beginning of ХХ centuries. Main directions and discoveries of modern physics. History...

The oral history of independent ukraine 1988-1991 iconOf Independent Ukraine Незалежної України
Уважаемый Валентин Иванович! Расскажите коротко, как складывалась Ваша карьера, какие посты были?

The oral history of independent ukraine 1988-1991 iconCourse unit title: The History of Psychology
Изучение традиций и научных школ в истории советской психологии/ Под ред. А. Н. Ждан. – М., 1988. – 420 с

The oral history of independent ukraine 1988-1991 iconOf Independent Ukraine Незалежної України
Вот и мы, собственно, об этом разговариваем, даже не выходя, допустим, за рамки девяносто второго года. То есть, все кончается, все...

The oral history of independent ukraine 1988-1991 iconOf Independent Ukraine Незалежної України
Вот и мы, собственно, об этом разговариваем, даже не выходя, допустим, за рамки девяносто второго года. То есть, все кончается, все...

The oral history of independent ukraine 1988-1991 iconOf Independent Ukraine Незалежної України
Украины. Если хотите, самое главное заключается в том, что Украина приобрела независимость. Это настроение очень многих веков, и...

The oral history of independent ukraine 1988-1991 iconOf Independent Ukraine Незалежної України
Украины. Если хотите, самое главное заключается в том, что Украина приобрела независимость. Это настроение очень многих веков, и...

The oral history of independent ukraine 1988-1991 iconOf Independent Ukraine Незалежної України
Может быть, были какие-то контакты между парламентскими руководствами Москвы (00: 01: 00) и Киева при подготовке такого документа?...

The oral history of independent ukraine 1988-1991 iconOf Independent Ukraine Незалежної України
Киева объединились, тоже создали ассоциацию, вошли к нам и гильдии киноактеров – фактически сегодня с каждым днем увеличивается число...

The oral history of independent ukraine 1988-1991 iconOf Independent Ukraine Незалежної України
Я не могу, пользуясь случаем, не поблагодарить Вас за две вещи как представитель молодого поколения. Во-первых, за то, что сознательно...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.uchebilka.ru
Главная страница


<