Монография "Тысячелетие вокруг Каспия" построена на дефинициях этнологии, опубликованных в трактате "




НазваниеМонография "Тысячелетие вокруг Каспия" построена на дефинициях этнологии, опубликованных в трактате "
страница1/30
Дата публикации24.02.2013
Размер4.81 Mb.
ТипМонография
www.uchebilka.ru > История > Монография
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

Тысячелетие вокруг Каспия

ПРЕДИСЛОВИЕ


Историко-географическая монография "Тысячелетие вокруг Каспия" построена на дефинициях этнологии, опубликованных в трактате "Этногенез и биосфера Земли" (Л., из-во Ленинградского университета, 1989 г.). Это будет уже не продолжение изложенной концепции, а этнологическое исследование ойкумены Евразии за 1500 лет с III в. до н.э. по XII в. н.э., в котором судьба Хазарского каганата - кусочек мозаичного панно. Выбор сюжета подсказан возможностью обозреть из одной точки историю ойкумены и этногенез древних этносов Великой степи в эпоху, когда этнические процессы были начаты и закончены, после чего наступило обновление - новый, еще не законченный виток этногенеза.

Наиболее репрезентативной оказалась история хуннов и гуннов, древних тюрок и уйгуров, огузов и кимаков, недостаточно освещенная во Всемирной истории и палеогеографии исторической эпохи. Окрестные регионы: Китай, Ближний Восток, Византия и Европа - являются как бы рамкой, обрамляющей картину - тюрко-монгольскую степь.

Монография является опытом синтеза истории, этнологии и географии. Она создана на стыке гуманитарных и естественных наук.

Традиционная методика исторического исследования, основанная на анализе источников, позволяет только перечислять события, происходившие в данном регионе за отмеченный период. Но связи между ними и логика событий при этом от исследователя зачастую ускользают. Возникает иллюзия ортогенного развития, а зигзаги и разрывы выпадают из поля зрения, ибо кажутся случайностями.

Этнологическая методика позволяет не только заполнить пробелы в этнической истории одной страны и ее соседей, по отдельности, но и более того - достичь понимания этнической истории всей Евразии как целого, выражаясь языком физики, - решить задачу многих тел.

Предполагается, что читателю известны понятия: этнос, суперэтнос, пассионарность, фаза этногенеза и др., т.е. понятийный аппарат этнологии +1.

Прежде всего поясним, чем этнология и этническая история отличаются от истории культуры, социальной истории и даже теории этногенеза, а также почему это наука географическая. В этом последнем тезисе находится ключ к решению поставленной задачи.
^

ГЛАВА I

КЛЮЧ К РЕШЕНИЮ ПОСТАВЛЕННОЙ ЗАДАЧИ

1. ГЕОГРАФИЯ ПОВЕДЕНИЯ


Это странное словосочетание имеет право на существование. И даже более того: оно имеет наряду с теоретическим практическое значение.

Уточним значение терминов, поскольку они оба глобальны. География - это то, что можно нанести на карту. Поведение - это определенный способ существования в условиях постоянного соотношения "хищник" - "жертва". Без определенного стереотипа поведения не сможет выжить даже амеба. Но поведенческие стереотипы различны у популяций, даже в пределах вида. А поскольку нас интересует человек, то сказанное относится к нему, причем в наивысшей степени.

Было уже доказано, что природная форма существования вида Homo sapiens - этнос, и различие этносов между собой определено не расой, языком, религией, образованностью, а только стереотипом поведения, являющимся высшей формой активной адаптации человека в ландшафте. Разнообразие ландшафтов - вот причина удивительной этнической мозаичной антропосферы. А так как этнические карты составлялись издавна, то по сути дела они отражали разнообразие типов поведения, значит, и ландшафтов. Следовательно, изучение поведения относится к разряду географических наук.

Поведенческие стереотипы меняются не только в пространстве, но и во времени. Поэтому этнологу необходим стереоскопический подход, или "география" времени, которая обычно называется "исторической географией". Оказывается, время столь же неоднородно, как и пространство [2]. В нем есть свои "горы" и "пропасти", "леса" и "пустыни". Убедиться же в справедливости этого утверждения мешает одно печальное обстоятельство.

Часто люди искренне полагают, что прошлое, как бы грандиозно оно не было, исчезло безвозвратно, и, следовательно, никакого значения для сегодняшней, а тем более будущей действительности иметь не может. "Нам нужны современность и знание о ней!" - этот тезис приходилось слышать и в беседах за чаем, и в случайных разговорах в поездах, и на научных заседаниях, причем каждый раз с нескрываемым апломбом. Да и как не быть апломбу, если мнение сие очевидно, и оспаривать его может только чудак?!

Однако, если подумать, большинство очевидностей ложно. То, что Солнце обходит плоскую Землю - очевидно, но ведь уже некому доказывать, сколь это неправильно. Подобных примеров так много, что и приводить их не стоит. Иллюзии очевидности устраняются еще в средней школе, хотя не столь полно, как было бы нужно.

То же и в нашем случае. Достаточно спросить себя, откуда начинается так называемая "современность"? Пять минут тому назад? Или месяц? Или век, но если так, то почему не несколько веков? На этот вопрос еще никто не мог ответить. Это первое.

И второе, ведь даже момент, любое переживаемое мгновение тут же становится прошлым. А раз так, то оно ничем не отличается от аналогичных же моментов до новой эры или после нее. Капитуляция Наполеона, открытие Америки Колумбом, казнь Сократа, похищение Елены Парисом и вчерашний день, пережитый автором и редакторами этого текста, принципиально одно и то же - прошлое, подлежащее изучению историка.

Только оно реально и доступно рациональному познанию.

Дальнейшее зависит от постановки проблемы и цели, ради которой исследование проводится. Эволюция человечества идет спонтанно, по спирали. Это процесс глобальный и настолько грандиозный, что зигзаги, образуемые не только личными судьбами отдельных людей, но и целых этносов, взаимно компенсируются и не заметны. Но на низших таксономических уровнях они видны и имеют практическую значимость для каждого из нас, даже в тех случаях, когда событие - зигзаг истории - произошло за века до нас, ибо инерция событий очень велика.

Действительно, что такое этногенез? Это последствие негэнтропийного импульса, т.е. кратковременного толчка (вспышки) энергии живого вещества биосферы (В.И. Вернадский). В результате этого появляется пассионарность - рецессивный признак, рассеивающийся только за полторы тысячи лет. Сам негэнтропийный импульс - этот зигзаг в истории биосферы -нашими органами чувств даже не воспринимается, но лишь обнаруживается по всевозможным последствиям. Поэтому его никогда не фиксируют современники, однако могут заметить только историки, да и то использующие специальную методику -этнологическую.

История в этом случае употребляется этнологом не как гуманитарная наука, а уже как вспомогательная естественнонаучная дисциплина [3], позволяющая обнаружить как скопление событий, так и их разряженность в различных местах ойкумены, иными словами зафиксировать неравномерность протекания времени в жизни этносов.

Читатель нашего "Трактата" помнит, что разнообразие исторического времени в рамках одного этногенеза зависит от сочетания двух причин: 1) величины и направления изменений пассионарного напряжения, которое может или возрастать, или снижаться, и 2) контактов с соседями, либо дружескими, либо враждебными. Первый вариант отразил И.С. Тургенев в романе "Отцы и дети", где смена цвета времени в русском этногенезе ощущается автором как смена поколений, смена эпох, проходившая на общем фоне снижения пассионарности и столкновения двух субэтносов: дворянства и нового зарождающегося субэтноса - интеллигенции. Второй - описал Л.Н. Толстой в повести "Казаки". Достаточно сравнить описанных им гребенских казаков со старосветскими помещиками Н.В. Гоголя, принадлежавших к тому же этносу, но другому субэтносу. Постоянная война казаков с чеченцами делала здесь ощущение времени крайне напряженным. Оба описания, как литературные произведения, дают естественно сглаженную картину феномена, но история фиксирует и куда более резкие сдвиги традиций и завоевания целых стран. Поэтому целесообразно сопоставлять поколения на длинных отрезках абсолютного времени, а войны - такие, которые не ограничиваются перестрелками около пограничной реки. Тогда картина смены цветов времени станет четче.

В этногенезе возможны два состояния: инерция пассионарного толчка, фиксируемая историками как череда событий, и неустойчивое равновесие или гомеостаз, наступающий после того, как инерция иссякла, - достояние этнографов-структуралистов. Однако и в гомеостазе идут постоянные изменения, ибо никто не живет одиноко. Воздействия окружения тем сильнее, чем слабее сопротивление этноса, утратившего силу первоначального импульса. И если наблюдателю кажется, что он видит структурированный застой, то это лишь потому, что он ограничил себя кратким отрезком исторического времени и узким куском земной поверхности. Изоляты тоже подвержены воздействию губительного Хроноса.

Поэтому этнолог, в отличие от этнографа, вынужден помнить, что он изучает объект в постоянном изменении и что все отмеченные им особенности того или иного этноса вскоре могут измениться до неузнаваемости, хотя в недалеком прошлом были совсем иными. Если уж дети не похожи на отцов, то правнуки на прадедов тем более. Итак, цель этнолога - изучение изменения времени, поэтому прежде структурных схем ему следует вычертить кривую этногенеза и определить возраст этноса.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Монография \"Тысячелетие вокруг Каспия\" построена на дефинициях этнологии, опубликованных в трактате \" iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Проблема Каспия Министерство...

Монография \"Тысячелетие вокруг Каспия\" построена на дефинициях этнологии, опубликованных в трактате \" iconПрограмма тура
Во время нашего путешествия в Тибет мы совершим три коры вокруг священных объектов: внешнюю вокруг горы Кайлас, внутренню кору вокруг...

Монография \"Тысячелетие вокруг Каспия\" построена на дефинициях этнологии, опубликованных в трактате \" iconМонография Волгоград «Парадигма»
Специфичность универсального: идея справедливости в лингвокультуре: монография. Волгоград: Парадигма, 2010. – 299 с

Монография \"Тысячелетие вокруг Каспия\" построена на дефинициях этнологии, опубликованных в трактате \" iconЛевандовская М. Б. Эстонцы Крыма. К вопросу об изучении истории и культуры
Всеволода Наулк Для полного освещения этнической истории эстонцев Крыма требуется введение в научный оборот источников, как опубликованных,...

Монография \"Тысячелетие вокруг Каспия\" построена на дефинициях этнологии, опубликованных в трактате \" iconМонография Волгоград «Парадигма»
Что есть человек и что польза его: идея смысла жизни в лингвокультуре: монография. Волгоград: Парадигма, 2011. – 203 с

Монография \"Тысячелетие вокруг Каспия\" построена на дефинициях этнологии, опубликованных в трактате \" iconРеферат по этнологии. Тема: «Поморы»

Монография \"Тысячелетие вокруг Каспия\" построена на дефинициях этнологии, опубликованных в трактате \" iconДнк молекула ДНК построена из двух полинуклеотидных цепей, образованных...
Располагается преимущественно по периферии ядра и вокруг ядрышек. Типичный пример гетерохроматина – тельце Барра (Во всех соматических...

Монография \"Тысячелетие вокруг Каспия\" построена на дефинициях этнологии, опубликованных в трактате \" iconОглавление Монография «Психотерапия неврозов у детей и подростков»
Монография «Психотерапия неврозов у детей и подростков» — это подробное описание психотерапевтических методов лечения неврозов, работы...

Монография \"Тысячелетие вокруг Каспия\" построена на дефинициях этнологии, опубликованных в трактате \" iconРеферат по этнологии на тему Этнология как наука

Монография \"Тысячелетие вокруг Каспия\" построена на дефинициях этнологии, опубликованных в трактате \" iconРазработаны основные понятия и мето­ды, математическому анализу,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.uchebilka.ru
Главная страница


<